27.03.2008

Сво!бо!ду! по!пу!га!ям! ...точнее, гениальному

Свободу гениальному!

Друзья, к счастью, люди все больше узнают о таком инструменте как ментальные карты (mind maps), которые также известны под псевдонимами "Интеллект-карты", "Мыслительные карты" или "Карты ума".

Как они выглядят?

Вот пример:
Источник: http://www.flickr.com/photos/ult/299880606/

Зачем их используют?

Вот области применения:

  • обучение
  • конспектирование лекций
  • подготовка материала по определенной теме
  • решение творческих задач
  • мозговой штурм
  • презентации
  • планирование и разработка проектов разной сложности
  • составление списков дел
  • общение
  • проведение тренингов
  • развитие интеллектуальных способностей
  • решение личных проблем

Какие результаты такого применения?

Вы помните, как Дейл Карнеги в своей книге "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей" советовал делать конспекты выступлений в виде картинок? Ментальные карты используют тот же самый подход, используя невостребованные в нашем мире интеллекта гениальные способности правого полушария мозга.
Просто расскажу о себе: на творческой мастерской по ментальным картам (тренер Евгений Лещенко, компания MetaVision Consulting), нам было предложено нарисовать прочесть текст (мне попался по генетике, про половой отбор) длиной в 3 страницы, за 40 минут нарисовать на него ментальную карту, и пересказать текст по памяти!
Так вот... Как страшно было это делать! Как я не хотел рассказывать! Как я не верил, что смогу!.. Но я встал перед группой... И вдруг мне на ум пришла первая картинка из первой ветки ментальной карты... я начал свое предложение: "Как-то сразу после времён дедушки Дарвина...", потом вторая картинка и следующая фраза, и так далее.
Не-ре-аль-но! Я пересказал этот текст, вспомнив более 95% его содержания из-за того, что ментальные карты используют техники мышления, которые очень "родны" нашему мозгу.
К слову, следующий участник, который вышел рассказывать об организации брачного порядка среди разных видов обезьян, тоже абсолютно не верил, что может пересказать текст. И не верил до тех пор, пока не пересказал.

Так что, друзья, приобщайтесь к прекрасному и эффективному! :)

В каких контекстах и для каких целей могли бы применять ментальные карты Вы?

8 комментариев:

Olia Binkovska-Abraham комментирует...

ооо, как я люблю майнд-мепы!
Они используются у меня для всего на свете:
- чтобы делать пометки во время встречи с потенциальным клиентом,
- чтобы делать разметку структуры будущей презентации - и потом только останется нанизать слайды. Это очень выручает, когда нужно учесть много всего, а слайдов много, и при этом позволяет не терять логическую цепочку (а изначально - и выстроить её!)
- чтобы спланировать выступление у клиента или перед коллективом - т.е. сформировать повестку дня и тезисы...
А с пересказом - как-то я получила от коллеги майнд-меп - конспект новой книжки Сета Годдина, посмотрев на него, буквально за 5 минут я поняла о чем книга, какие ключевые вещи-понятия, как это все связано и т.д. И сама карта была очень талантливо сделана (можно посмотреть - http://www.andywibbels.com/images/thedip_by_seth_godin_mindmap.png)

Для создания же карт я пользуюсь Mindjet MindManager 7.0. Рекомендую :-)

Олег Ищенко комментирует...

Оля! О, супер, что я нашел в тебе союзника и в этом :)
Хочу добавить, что ММ наиболее эффективно работают, если их создавать от руки. Поэтому для новичков важнее привыкнуть делать ММ от руки, а потом уже пользоваться компьютером. :)
Счастливчики на Макинтошах могут пользоваться Nova Mind :) Хотя вроде и РС версия есть

Olia Binkovska-Abraham комментирует...

Олег!
я думаю, что вопрос восприятия - индивидуальная штука :-) а с учетом того, что я практически разучилась даже писать от руки - тем более.
Тем более, в электронном варианте так легко двигать блочки и менять связи... :-)

Олег Ищенко комментирует...

Согласен, согласен, согласен. Да, да, да. Причём, заметь, я тебя причислил сразу к опытным пользователям, а от руки пользоваться порекомендовал новичкам.
Да и всё еще рекомендую, т.к. это помогает "ММ мышлению" внедриться в нейрологию быстрее.
К слову, после тренинга по ММ, нам рекомендовали как можно скорее нарисовать (от руки и в цвете) 30 ММ. :-) Я сразу же купил набор цветных капиллярных ручек :)

Olia Binkovska-Abraham комментирует...

Cпасибо тебе огромное за идею!!!!!!! я прочитав твой пост подумала о том, что Настасья очень любит цветные ручки (правда гелиевые)... и подумала, что с ней будет здорово попрактиковать ММ для развития внимания и понимания целой картинки. Она, как очень творческое создание, иногда испытывает с этим затруднения.
Еще раз спасибо! :-)

Олег Ищенко комментирует...

Оля, если можно - встречная просьба :)
Когда будут результаты внедрения тобой ММ, прошу тебя поделиться, и мы дадим follow up читателям этого блога ок? :)
Я так понял, ты Настасью сама наставлять будешь, без тренинга? :-D

Olia Binkovska-Abraham комментирует...

хорошо )) по мере появления результатов - расскажу. А тренинг... я надеюсь, что моего скромного опыта и понимания того, как думает мой ребенок, должно хватит на первое время :-) ...хотя иногда мне и кажется, что дети - это такие добрые инопланетяне, у которых мы учимся больше, чем они у нас :-) Так что моя задача скромна - заинтересовать и дать инструмент :-)

Олег Ищенко комментирует...

*THUMBS UP*
Да. Плюс, еще у меня иногда возникает вопрос, кто из нас инопланетяне :)