11.04.2008

Фильтры восприятия

Количество информации, которое получает головной мозг, огромно. Это может быть информация, полученная извне через восприятие, или внутренняя информация (например фантазия или прогнозирование). Мышление в состоянии сознательно обработать ограниченный объём информации. На помощь мышлению приходят фильтры восприятия, которые пропускают важную информацию в мышление, а маловажную информацию отсеивают. Важная информация запоминается, маловажная — забывается. Например, фильтры восприятия определяют такие черты характера как оптимизм и пессимизм.

Свойства фильтров восприятия

  • разделяют на субъективное и объективное;
  • разделяют территорию и карту (в терминах НЛП);
  • могут искажать, стирать, обобщать информацию.


Фильтры восприятия хорошо иллюстрируются английской пословицей "Человек, у которого в руках молоток, видит вокруг одни гвозди".

Я же добавлю к этой иллюстрации фильтров восприятия еще одну, касающаяся тематики развития:

Короткая сказочка о трёх друзьях

Жили-были два друга.

Один хотел развиваться и расти. Второй хотел посамоутверждаться.

И однажды к каждому из них подошёл их хороший товарищ и говорит: "Я вижу, в какой ситуации ты сегодня находишься; я б тебе совет дал как из неё выйти, но мне кажется, что ты настолько заносчив, что и советы слушать не хочешь."

Как же отреагировали друзья?

Тот, который себе цену знает, говорит : "Кто заносчивый? Я???? А ты на себя смотрел???? Кем ты себя делаешь, мне советы давая??", тем самым "оправдавшись" на словах, но поведя себя иначе, а именно заносчиво.

Тот же, который развиваться хочет, подумал про себя "Да, надо мне над своей заносчивостью подумать - она мне нафиг не надо", и ответил хорошему другу: "Прости если тебе так показалось. Говори, я буду рад твоему совету и благодарен тебе за него".

Мораль сей басни такова - тот, кто ищет, тот всегда найдет. Кто искал знаний и роста - получил их, кто искал самоутверждения - получил его. В своих глазах, разумеется.

Ну и самое важное - какой из двух друзей действительно выиграет в долгосрочной перспективе?

Комментариев нет: